Экстремизм – угроза обществу!
Экстремизм во всех своих проявлениях в разной степени, но всегда посягает именно на то, что закрепляет Конституция РФ: основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, порядок и принципы государственного устройства и местного самоуправления.
С целью налаживания отношений между разными этническими и национальными группами:
1) относитесь к чужой культуре с тем же уважением, с которым относитесь к собственной;
2) не судите о ценностях, убеждениях и традициях других культур, отталкиваясь от собственных ценностей, каждая культура имеет собственную систему ценностей;
3)никогда не исходите из превосходства своей религии над чужой религией;
4)общаясь с представителями других верований, старайтесь понимать и уважать их точку зрения;
5)помните, что каждая культура, какой бы малой она ни была, имеет то, что можно предложить миру, но нет такой культуры, которая бы имела монополию на все аспекты.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций
2. Законность
3. Гласность
4. Приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации
5. Приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности
6. Сотрудничество с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности
7. Неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности
Эффективность осуществления профилактики экстремизма напрямую зависит от ясного и правильного понимания этого общественного явления.
Экстремистская деятельность осуществляется в формах:
• пропаганды и в публичном демонстрировании нацистской атрибутики или символики;
• в публичных призывах к осуществлению указанной деятельности;
• в финансировании указанной деятельности либо ином содействии в планировании, организации, подготовке и совершении указанных действий (в том числе, путем предоставления финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной связи, информационных услуг, иных материально-технических средств).
Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за совершение правонарушений экстремистской направленности:
Статья 20.29. Производство и распространение экстремистских материалов
Статья 20.3. Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций
Статья 5.62. Дискриминация
Кроме этого, под преступлениями экстремистской направленности в Уголовном Кодексе РФ понимаются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды. Либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части Уголовного Кодекса и пунктом «е» части первой статьи 63 УК РФ.
Статья 280. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности
Статья 282. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства
Статья 282.1. Организация экстремистского сообщества
Статья 282.2. Организация деятельности экстремистской организации
ЗАДУМАЙСЯ!
Нужно ли тебе участвовать в деятельности неформальных объединений
экстремистской направленности?
Нормативно-правовые акты в сфере противодействия территоризму и экстремизму:
Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму"
Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"
Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2006 № 116 "О мерах по противодействию терроризму"
Негативная сущность этнической преступности
Одной из серьезнейших проблем современного мира в целом и России в частности является рост преступности, тесно связанный не только с социально-экономическими условиями жизни в конкретных странах и регионах, но и с миграционными процессами. Массовая миграция населения несет за собой не только положительные последствия в виде заполнения «пустующих» позиций на рынках труда или решения демографических проблем, но и множество негативных тенденций, так как неконтролируемая и нелегальная миграция подпитывает рост преступности.
Основными источниками миграции в России являются бывшие советские республики Средней Азии и Закавказья, однако в этих странах давно выросли целые поколения граждан, которые практически не говорят на русском языке, не знакомы с обычаями и образом жизни русского населения. По прибытию мигрантов на территорию Российской Федерации возникает целый ряд проблем в сфере их социальной и, что не менее важно, культурной адаптации к условиям жизни в чужой стране. Некоторые мигранты встают на путь криминальной деятельности — как уличной и бытовой преступности, так и создания организованных преступных сообществ, контролирующих целые направления преступного бизнеса.
Этническая преступность наиболее активно проявляет себя в крупных городах. Само социальное пространство современного крупного города становится благоприятной средой для проявления всевозможных форм преступного поведения.
Одним из важнейших источников организованной преступности в мигрантской среде, безусловно, становится фактор влияния специфического образа жизни традиционных обществ, отличающегося от привычного образа жизни. В первую очередь, следует отметить, что оказываясь в новой и чужой социальной среде мигранты могут демонстрировать кардинальные изменения в основополагающих характеристиках своего поведения. Прежде всего, речь идет о демонстрации преступного и противоправного поведения теми людьми, которые у себя на родине никогда не проявляли криминальных склонностей. Многие страны и регионы, откуда прибывают мигранты, отличаются на порядок более низким уровнем общеуголовной преступности, чем принимающие развитые общества. Совершить преступное деяние там просто не дадут, а в случае, если оно все же будет совершено, наказание станет неотвратимым и последует не только со стороны правоохранительных органов, но и со стороны социального окружения.
Попадая в более лишенную жестких правил среду, определенная часть мигрантов достаточно легко «пускается во все тяжкие», совершая преступления и правонарушения, а то и вставая на путь систематических преступных действий в рядах организованных преступных группировок, формируемых на основе этнической или территориальной принадлежности. Этнические преступные группировки имеют собственную специфику, в значительной степени отличающуюся от преступного мира принимающих стран. Основывается она, в том числе, и на особенностях традиционного уклада жизни, специфически приспособленных к современной действительности. Таким образом, одним из важнейших факторов влияния этничности на преступность становится традиционная социальная организация, прежде всего, это клановость.
Клановая форма организации предстает наиболее действенной, поскольку внутри кланового сообщества функционирует принцип круговой поруки, объединяющим фактором являются родственные связи, они же обеспечивают, чаще всего, и положение в криминальной иерархии. При этом в подобные структуры чрезвычайно сложно внедрять агентов или ставить их под какой-либо иной контроль правоохранительных органов, так они функционируют по клановому принципу и «людям со стороны» практически невозможно проникнуть в их ряды. Единственной альтернативой становится вербовка представителей клановых сообществ, однако она также затрудняется в силу родственных связей между участниками сообщества.
Кроме родственных связей, серьезным фактором клановой организации этнических преступных сообществ становится и жесточайшая внутренняя дисциплина, которая присутствует в них. Для подобных сообществ характерна развитая внутренняя иерархия, абсолютное подчинение нижестоящих членов кланового сообщества вышестоящим. Нарушающий традиционные принципы организации член преступного клана будет обречен, в лучшем случае, на изгнание из клана со всеми вытекающими последствиями.
Как правило, организованные преступные сообщества тесно связаны с легальными предпринимательскими структурами. С одной стороны, легальный бизнес является прикрытием для криминальных схем преступных сообществ, с другой использует преступные сообщества в качестве аргумента в решении конфликтов силовым путем, для защиты от конкурентов из среды других национальных диаспор или коренного населения.
Профилактика этнической преступности подразумевает два основных направления деятельности — это повышение контроля над миграционными потоками и создание эффективной системы адаптации мигрантов к условиям жизни в российском обществе. Наиболее ключевым моментом адаптационной политики в миграционной сфере является пресечение самой возможности появления этнических анклавов в крупных российских городах.
Противодействие терроризму
Терроризм представляет собой опасную форму преступного посягательства, которая выражается в форме совершения общественно-опасных деяний, а также угрозе совершения таких действий в отношении жизни, здоровья людей, прав и законных интересов различных субъектов. Объектом во всех преступлениях террористической направленности выступает общественная безопасность: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Дополнительными объектами безопасности являются жизнь, здоровье, отношения собственности, нормальное функционирование органов власти, государственных, общественных учреждений, иных социальных институтов.
Как криминальное явление терроризм – это противоправное, уголовно наказуемое деяние. К преступлениям террористической направленности, за совершение которых предусмотрена строгая уголовная ответственность, относятся: террористический акт (ст. 205 УК РФ), содействие террористической деятельности (ст. 205.1 УК РФ), публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 205.2 УК РФ), захват заложника (206 УК РФ), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК РФ), организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208 УК РФ), угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК РФ), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ) и нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360 УК РФ).
Целью противодействия терроризму в Российской Федерации является защита личности, общества и государства от террористических угроз и их проявлений. Вопросы выявления преступлений террористического характера относятся к зоне ответственности оперативных служб ФСБ и МВД. После проведения необходимого комплекса оперативно-розыскных мероприятий собранные материалы, которые содержат признаки преступления, направляются в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании лица, нарушившего законодательство о противодействии терроризму.
Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области во взаимодействии с другими правоохранительными органами и органами государственной власти принимаются согласованные меры по противодействию терроризму. Разрабатываются межведомственные и ведомственные документы, проводятся коллегии, сотрудники ведомства принимают участие в координационных совещаниях по указанной тематике. Ведется активная работа в составе межведомственных рабочих групп по вопросам борьбы с экстремизмом и терроризмом, а также уголовно-процессуальная деятельность по проверке и расследованию фактов преступных проявлений терроризма.